Кормильцева Л.А. Педсовет–круглый стол «Совершенствование педагогического мастерства учителя в организации самостоятельной работы учащихся» PDF Печать E-mail

Педсовет–круглый стол «Совершенствование педагогического мастерства учителя в организации самостоятельной работы учащихся»

Развитие самостоятельности
учащихся – требование
нашего времени

ЦЕЛЬ:

Обмен опытом по вопросу: « Развитие самостоятельности учащихся – залог эффективности обучения»

ЗАДАЧИ:

  • Рассмотреть требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках.
  • Разработать меры по влиянию развития навыков самостоятельной работы учащихся на формирование ОУУН.
  • Обобщить опыт педагогов по вопросу «Самостоятельная работа учащихся»
  • Разрешить проблему развития у школьников познавательной самостоятельности.
  • Рассмотреть вопросы:
    • в какой форме при поурочном планировании предусмотреть самостоятельные занятия;
    • как организовать систематическую самостоятельную отработку знаний на
      каждом уроке;
    • каким образом строить самостоятельную работу ребят над рефератом;
    • какими критериями руководствоваться, оценивая разные виды самостоятельных
      работ.

1 этап – информационный. Теория вопроса.

Выступление директора школы

Самостоятельность. Это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности. Она открывает человеку путь к независимости , вселяет уверенность в своих силах. К самостоятельности стремится большинство людей: это заложено в них природой. Вспомните: в числе первых слов малыша есть «Я сам!». Сейчас мало кто хочет быть исполнителем чужой воли, ведомым. Гораздо приятнее уметь жить по формуле «сам задумал – сам сделал».

Самостоятельным не рождаются. Это качество формируется. Само по себе оно «произрастает» редко. Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь прежде всего на те области знаний и умений, которые субъекту интересны.

Сейчас мало кто хочет быть исполнителем чужой воли, ведомым. Гораздо приятнее уметь жить по формуле: «сам задумал – сам сделал».

Чтобы научить узнавать, нужно сформировать ряд умений:

  1. вести анализ (расчленяя условия задачи) на составные элементы: тела, участвующие в событии, их состояния, происходящие процессы;
  2. проводить сопоставление (сравнение);
  3. делать выводы.

Эти операции относятся к важнейшим мыслительным операциям.

Развитие самостоятельности неразрывно связано с учебной деятельностью учащихся. Сформировать самостоятельность, не вовлекая ученика в учебную деятельность, принципиально невозможно. Именно поэтому воспитание этого качества в человеке находится в русле одной из современных прогрессивных педагогических тенденций – русле развивающего обучения. Рассмотренные ранее пути посвящены раскрытию некоторых аспектов этой связи.

Второй путь развития самостоятельности – обучение деятельности. Иными словами, надо давать алгоритм каждого действия. Примеры таких алгоритмов многие педагоги используют давно, например в физике: это план построения рассказа о физическом явлении, физической величине, единице измерения, физическом законе и др.
Если эти алгоритмы записать в тетрадь или придать им форму плаката и использовать систематически (а не от случая к случаю), то у учащихся выработается привычка действовать в похожей ситуации чётко, а главное – результативно.

Путь третий развития самостоятельности – «включение» ребят в разнообразную познавательную деятельность. Нужно, чтобы учащиеся умели хорошо стоить ответ об изученном физическом явлении, но и проводить наблюдения, ставить эксперимент, собирать электрическую схему и др.

Четвертый путь развития самостоятельности –поручение учащимся выполнять разные роли в процессе учебной деятельности . Это стимулирует выработку ответственного отношения  к своему  поведению, инициативы, умения принимать решения в нестандартных ситуациях.

 

Выводы:

  1. копирующие действия учащихся по заданному образцу;
  2. репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта. Перенос методов познавательной деятельности на решение более сложных, но типовых задач;
  3. продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретённых знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам;
  4. самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых условиях, ситуациях.
  5. Принципы развития самостоятельности учащихся на уроках физики.
  6. Оценка самостоятельных работ учащихся.
  7. Самостоятельная деятельность учащихся- залог эффективности обучения.
  8. Организация самостоятельной работы с учебником на уроках литературы.
    • любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приёмы выполнения работы;
    • самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня на другой;
    • назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления.
  9. Самостоятельная работа – это любая организованная учителем активная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

    Выделяют 4 уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

    Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке:

     

    2 этап. Обмен опытом (круглый стол)

     

    3 этап. Подведение итогов педсовета. (оценка деятельности участников педсовета, полезность, результативность)

     

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Изменить шрифт: A - A A +