Чижова С.В. Программа факультатива «РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ». 5 класс PDF Печать E-mail

Программа факультатива «РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ». 5 класс

…Математические сведения могут применяться умело
Сохранить и с пользой  только в том случае, если они усвоены
творчески, так, что учащийся видит сам, как можно
было бы  прийти к ним самостоятельно.
А.Н. Колмогоров

Пояснительная записка

Общепризнано, что решение математических задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений и навыков, ведущей формой учебной деятельности у учащихся в процессе изучения математики, одним из основных средств их развития. А ориентация школьников на поиски красивых, изящных решений математических задач способствует эстетическому воспитанию учащихся. Чтобы справиться с трудными задачами, надо проявить смекалку – обычных методов может и не хватить. Кроме смекалки,  нужны настойчивость и целеустремленность – без этих качеств трудно заниматься любым делом, не только математикой.

Безусловно, верно высказывание о том, что «для того, чтобы научиться решать задачи, нужно решать их». Вместе с тем, опыт показывает, что целенаправленное обучение решению задач, выявление некоторых особенностей поисковой деятельности, связанной с решением незнакомой, нестандартной задачи, способно принести школьнику немалую пользу, пробудить и укрепить его интерес к изучению математики.

Данный факультатив и призван научить школьников решать задачи различной степени сложности и видов, используя различные факты, полученные на уроках математики. А это, в свою очередь, поможет им лучше познать теорию, научиться творчески мыслить.

Программа составлена с опорой на учебник – собеседник Л.Н. Шеврина.:
«Математика. Учебник – собеседник для 5-6 кл./ Л.Н. Шеврин и др. - М.: Просвещение, 1989г

Цели и задачи

  1. Дать дополнительные знания по программе элементарной математики.
  2. Научить ребят умению подходить к решению задач в нестандартных ситуациях, показать некоторые стандартные приемы их решения.
  3. Прививать умение рассуждать при решении задач, объяснять решение последовательно и непротиворечиво.
  4. Научить получать удовольствие от «общения» с математическими задачами.
  5. Развивать смекалку, воспитывать настойчивость и целеустремленность

Содержание

1. Вводное занятие (1 час)

Учимся рассуждать при решении задач: Что значит рассуждать?

2. Основная часть ( часов)  Решение задач по разным темам:

Признаки делимости. Учимся рассуждать при решении задач: Когда может пригодиться деление с остатком. НОД, НОК, применение для решения практических задач.
Общие свойства обыкновенных дробей. Сложение и вычитание. Применение умножения к решению задач.

Учимся рассуждать при решении задач: Важно хорошо продумывать условие задачи. Учимся рассуждать при решении задач: Могут быть разные способы решения.
Решение занимательных задач с рациональными числами.
Задачи на пропорции. Задачи на проценты.
Задачи о концентрации раствора.
Практическое применение прямой и обратной пропорциональности.
Кто придумал отрицательные числа и зачем они нужны.

Модуль числа. Какие практические задачи могут скрываться за задачами про числа. Учимся рассуждать при решении задач: Как планировать свои действия.

3.  «Худший случай» в задачах. (2 часа)

4.   Решение олимпиадных задач. (4 часа)

 

Учебно–тематический план


№ занятия

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие. Учимся рассуждать при решении задач: Что значит рассуждать?

1

2, 3

Признаки делимости. Применение при решении задач. Учимся рассуждать при решении задач: Когда может пригодиться деление с остатком

2

4,5

НОД, НОК, применение для решения практических задач.

2

6

Общие свойства обыкновенных дробей. Сложение и вычитание.

1

7-10

Решение олимпиадных задач.

4

11

Применение умножения  и деления к решению задач

1

12

Учимся рассуждать при решении задач: Важно хорошо продумывать условие задачи.

1

13,14

Учимся рассуждать при решении задач: Могут быть разные способы решения.

2

15-17

Решение занимательных задач с рациональными числами.

3

18

Задачи на пропорции.

1

19,20

Задачи на проценты.

2

21,22

Задачи о концентрации раствора.

2

23,24

Практическое применение прямой и обратной пропорциональности.

2

25

Кто придумал отрицательные числа и зачем они нужны.

1

26,27

Модуль числа.

2

28

Какие практические задачи могут скрываться за задачами про числа

1

29,30

Учимся рассуждать при решении задач: Как планировать свои действия.

2

31,32

«Худший случай» в задачах.

2

33

Контроль

1

34

Итоговое занятие.

1

 

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя:

  1. ШевринЛ.Н.  «Математика. Учебник – собеседник для 5-6 кл./ Л.Н. Шеврин и др. - М.: Просвещение, 1989г
  2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я.       За станицами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989г.
  3. Баранова И.В. и др.Задачи по математике для 4-5кл. - М.: Просвещение, 1988г.
  4. . Шарыгин ИФ., Шевкин А.В. Задачи на смекалку: учебное пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2007г.
  5. Шуба М.Ю. Занимательные задачи в обучении математике. - М.: Просвещение, 1995г.
  6. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. - М.: Просвещение, 1988г.
  7. Журнал «Математика в школе»
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Изменить шрифт: A - A A +