Обучение в разновозрастных группах PDF Печать E-mail

В условиях сельской школы разновозрастное обучение (РВО) приобретает особое значение, так как оно позволяет решать ряд проблем, связанных с малочисленностью классов.

Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач (по Л.В. Байбородовой).

Сельская малочисленная школа имеет большие возможности для сотрудничества, совместного творчества старших и младших, а знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками.

В то же время эти возможности ограничены рядом факторов, учитывать которые сегодня вынуждена как сама школа, так и ее окружение, органы образования, чтобы обеспечить социальное становление ребенка, обучающегося в сельской малочисленной школе. Малочисленность коллектива сельской школы затрудняет и ограничивает выбор форм и методов обучения, ограничивает круг общения детей, развитие их коммуникативных умений и адаптационных способностей.

Одним из способов решения проблем в условиях малочисленности сельской школы является организация занятий с несколькими классами. Это достаточно распространено в начальной школе, а также по некоторым предметам в основной и средней школе.

Так как жизнедеятельность небольшой школы происходит преимущественно в разновозрастных коллективах (учащиеся разных классов, педагоги, родители, общественность села), то базовой единицей организации взаимодействия является разновозрастная группа (РВГ).

Занятие в разновозрастной группе представляет собой урок, на котором объединяются учащиеся двух или более классов и возникает группа, где дети отличаются по возрасту и должны обучаться по разным образовательным программам. При этом важно обеспечение взаимодействия учащихся объединяемых классов.

Воспитательный потенциал разновозрастного занятия реализуется тогда, когда осуществляется совместная учебная деятельность детей. Только в этом случае можно говорить о разновозрастном обучении.

Организация учебно-воспитательного процесса в малокомплектных школах имеет свои преимущества и трудности. В небольшом коллективе все на виду, интенсивнее идет процесс установления контактов, каждый имеет возможность проявить себя, что стимулирует активность как детей, так и педагогов.

В нашей школе применяется методика обучения в условиях разновозрастных групп.

 

На этой странице будут публиковаться материалы наших учителей по данной теме

Первые материалы  (опубликованы в сетевом журнале "Вопросы Интернет образования") -

 

Ссылки на источники информации по данной теме:

 

Павлова И.С. Организация обучения в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы

Байбородова Л.В., Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Изменить шрифт: A - A A +